Вернуться  Методические разработки

Ученическое самоуправление – школа личностного становления учащихся

 

Панченко Светлана Анатольевна,

кандидат психологических наук,

«Лучший учитель России – 2006»

педагог-психолог,

учитель истории и обществознания

МОУ Гимназия №6 города Тихорецка

МО Тихорецкий район

Модернизация образования ставит перед школой задачу воспитания свободной, активной, инициативной, самостоятельной личности, осознающей своё достоинство и достоинство других людей. Вместе с тем, для многих современных подростков характерны такие личностные качества, как тревожность, агрессивность, эмоциональная нестабильность, которые зачастую приводят к внутреннему конфликту, искусственной задержке их личностного развития. Все это мешает им занять активную социальную и жизненную позицию.

Во многом такое положение обусловлено тем, что подростки не имеют выхода на серьезные дела общества, это мешает реализации их стремления к самоутверждению, самосовершенствованию, самостоятельности. Участие в общественно значимой деятельности дает возможность им ощутить свою общественную ценность, создает условия для становления успешной личности, реальные возможности для гражданского и личностного самоопределения подростков. Именно поэтому в школьной образовательной среде необходимо создание условий для становления и развития активной жизненной позиции учащихся.

Система детского самоуправления является формой стабилизации и оптимизации самоуправленческих процессов в детской среде. В условиях развития демократических процессов ученическое самоуправление не может быть специальной деятельностью детей «по управлению», оно должно создать условия для успешного протекания совместной и самостоятельной деятельности учащихся, обеспечить необходимую динамику демократических и событийных отношений в детской среде.

По мере участия в предвыборной кампании и выборах президента ученического самоуправления, референдумах по решению важнейших моментов организации школьной жизни, в работе по созданию нормативно-правовой документации, социальных проектов происходит становление жизненной и гражданской позиции подростков. В ходе проектирования, реализации и рефлексии событий школьной жизни, осуществляемых учащимися в режиме самоуправления, они приобретают личный опыт демократических отношений и форм его осознания. Ученическое самоуправление не предполагает приобретение школьниками навыков управления, оно нацелено на развитие умения строить свою деятельность на позициях сотрудничества, самостоятельности, уважения и нравственности.

В школе сосуществуют два коллектива: учащиеся и педагоги, и для того чтобы школа благополучно функционировала, необходимо сотрудничество и взаимодействие между ними, т.е. соуправление. Взрослые ненавязчиво должны помогать, оказывать поддержку учащимся в организации их деятельности. Среди методов, используемых в организации работы с подростками, можно выделить такие, как диалог и рефлексия; эмпирические; системного моделирования; педагогической поддержки; создания ситуаций выбора и успеха; естественный эксперимент; проектирование и деловые игры.

В процессе деятельности ученического самоуправления происходит обучение учащихся навыкам проектирования социальных событий; развитие инициативы, самостоятельности и активности; личностное развитие школьников; создание условий для самоорганизующегося творчества учащихся. Проектирование подростками собственной деятельности позволяет им почувствовать ответственность за всё, что с ними происходит. Все школьные дела становятся предметом заботы детей.

Алгоритм проектирования школьного мероприятия включает следующие этапы: 1) определение целей и задач проектирования; 2) отбор и обсуждение наиболее удачных идей; 3) отработка конкретного плана реализации проекта; 4) распределение обязанностей и ответственности за реализацию проекта; 5) рефлексию.

Проектирование и развертывание события может происходить и по другому плану: 1) объявление конкурса на лучший проект коллективно-творческого дела; 2) определение Советом ученического самоуправления лучшего проекта или лучших проектировщиков; 3) складывание «команды Дела», готовой претворить проект в жизнь; 4) работа «команды Дела» с привлечением всех заинтересованных лиц.

По мере участия школьников в деятельности ученического самоуправления процесс становления и развития личности насыщается собственным опытом, жизненными и воспитательными ситуациями. Учащиеся получают возможность осваивать новые виды деятельности, пробуют свои силы в её различных формах, что обусловливает формирование у них более четкого понимания своих целей и путей их достижения. Подростки приобретают навыки проектирования, реализации проекта на практике и анализа собственной деятельности, получают опыт партнерского взаимодействия как со сверстниками, так и с взрослыми (родителями, учителями, администрацией школы, представителями микрорайона и т.д.). Члены ученического самоуправления участвуют в заседаниях управляющего совета гимназии, совета профилактики, взаимодействуют с представителями микрорайона и другими общественными организациями при проведении различных мероприятий.

Совместная деятельность по реализации проектов приводит к образованию позитивного пространства развития учащихся. В этом случае основу содержания процесса личностного развития подростка определяет его субъективный опыт с собственными ценностями и смыслами, умениями и способностями, социальными навыками и способами поведения.

Участие школьников в общественно значимой деятельности дает им возможность ощутить свою общественную ценность, создает условия для становления успешной личности. Социально значимая, самостоятельная, ориентированная на практический результат деятельность учеников становится их личным достоянием, их личностным приобретением. Деятельность, имеющая практическую направленность, позволяющая создавать что-то, перевести теоретические знания, полученные в школе, в реальность жизни, примерять эти знания на себя, на своих друзей не только в сознании, но и в практических поступках, расширяет позитивное пространство личности, не дает ей уйти в асоциальную сферу.

Проектирование Дня самоуправления

Цель: - создание детьми модели дня школьного самоуправления;

- принятие ответственности за проведение мероприятия;

- распределение учащимися зоны действия каждого;

- обучение навыкам организации, планирования деятельности.

Оборудование: листы ватмана, маркеры, бумага, ручки, свеча.

Ход: 1. В течение этого месяца вы были очень активны в проведении своей предвыборной кампании. Создавая свои программы, вы мечтали об идеальной школе. И вот настал день, когда вы можете взять в свои руки дело создания интересной школьной жизни для себя и своих друзей, товарищей и других учащихся. Так уж сложилось, что традиционно одним из первых крупных мероприятий в гимназии является День школьного самоуправления или День дублера. Вот и ваша первая «проба пера»… Дерзайте!

Но перед тем как вы приступите к работе, мне бы хотелось зажечь эту свечу. Она явится символом вашего горения. Мне бы хотелось, чтобы тепло ваших душ согревало всех, кто в этом нуждается, ведь учащиеся нашей гимназии доверили вам это важное и нужное дело. Возьмитесь за руки, закройте глаза и почувствуйте, что вы единое целое, вы – одна команда, вы вместе и вам любое дело по плечу.

2.А теперь вспомните годы, проведенные в школе, и традиционный День самоуправления. Подумайте обо всех плюсах и минусах в проведении этого дня в прошлые годы (мнения фиксируются на листах: на 1 – плюсы, на 2 – минусы). Что для вас наиболее важно в этот день? Определите цели и задачи своей деятельности.

3. А теперь подумайте над тем, как можно сделать так, чтобы плюсов стало больше, а минусов – меньше. Сейчас в течение 15 минут записывайте все мысли, которые приходят в голову по этому поводу. Не стремитесь отобрать лучшие или худшие (определите, кто будет записывать все мысли, рожденные в группе).

4. Отбор и обсуждение наиболее удачных идей (5 мин.).

5. Отработка конкретного плана реализации проекта (10 мин).

6. Подумайте о результате реализации вашего плана: достигните ли вы того, чего бы вам хотелось получить от этого дня (5 мин).

7. Распределите обязанности и ответственность за реализацию своего плана (10 мин).

Вопросы: - распределение обязанностей между директором и завучами;

- набор учителей-дублеров (объявление, сбор заявлений, организация педсовета учителей-дублеров, составление расписания уроков, контроль над подготовкой к занятиям и их проведением);

- организация дежурства дублеров администрации по щколе в День самоуправления;

- оформление газеты о дне самоуправления (подготовка статей, фотографий, сбор мнений учащихся);

- подготовка ящика для сбора отзывов, пожеланий и предложений;

- набор дублеров классных руководителей, их участие в подготовке ко Дню учителя классов (газеты, номера художественной самодеятельности);

-оформление школы, поздравление учителей, музыка.

8. Обсуждение и рефлексия: Все ли удовлетворены работой? Какова роль каждого из вас? Готовы ли вы к порученной работе?

Методические рекомендации по организации Дня самоуправления

1. Проектирование Советом Дня самоуправления (распределяются обязанности, составляется план проведения, определяются директор-дублер, дублеры завучей по учебной и воспитательной работе, завучей-кураторов гуманитарного и естественно-математического циклов).

2. Проводится набор учителей-дублеров на добровольной основе и по рекомендации учителя-предметника. Составление расписания уроков.

3. Проведение педсовета учителей-дублёров: намечаются основные направления деятельности, дается задание на подготовку плана урока, проводятся консультации по его составлению.

4. Самостоятельное планирование уроков учителями-дублерами.

5. Совет, дублеры администрации осуществляют контроль подготовки учителей-дублеров к урокам и проведения Дня самоуправления.

6. Организация Советом дежурства в День самоуправления.

7. Подготовка концерта-поздравления учителям

8. Организация сбора отзывов о Дне самоуправления и пожеланий.

9. После дня самоуправления проводится анализ, где выявляются все положительные и отрицательные стороны мероприятия.

Методические рекомендации по созданию проекта нормативно-правового документа

1. Знакомство учащихся с правилами оформления нормативно-правовых документов, с целями и принципами его создания;

2. Обсуждение основных положений документа;

3. Создание проекта документа;

4. Ознакомление школьной общественности с проектом документа

(возможны предложения по его доработке)

5. В случае внесения дополнений, доработка документа.

В процессе деятельности школьного ученического самоуправления АИСТ МОУ Гимназия №6 города Тихорецка были разработаны следующие нормативно-правовые документы, регламентирующие его деятельность:

- Устав школьного ученического самоуправления;

- Положения о деятельности его структурных подразделений;

- Положение об организации самоуправления в классе;

- Положение о выборах президента ученического самоуправления;

- Положения о проведении школьным ученическим самоуправлением различных мероприятий (о Дне самоуправления и т.п.) и др.

Положение о Дне самоуправления

День самоуправления проводится в образовательном учреждении не реже одного раза в год (2 раза в год).

В этот день все должности административно-преподавательского состава замещаются учащимися старших классов (начиная с 8 класса): администрация – 9-11 классы, преподаватели – 8-11 классы.

Кандидаты на замещаемые административно-преподавательские должности утверждаются Советом ученического самоуправления (далее Совет).

Порядок формирования списка кандидатур на замещение административно-преподавательских должностей:

1. Директором – дублером Совет назначает Президента школьного ученического самоуправления.

2. Кандидатуры на вакантные должности заместителей директора определяются из числа членов Совета, между ними распределяются обязанности.

3. Кандидатуры на вакантные должности преподавателей учебных предметов может выдвигать любой орган самоуправления, а также путем самовыдвижения.

4. Претенденты на замещение вакантных должностей преподавателей должны написать заявление на имя директора-дублера, получить согласие учителя, которого будут заменять.

Образец заявления.

Директору-дублеру

Не возражаю. МОУ Гимназия №6г.Тихорецка

Подпись учителя

Ф.И.

Ф.И. учащегося

заявление

Прошу разрешить замещение должности учителя (указать предмет) в (классе) (дата проведения урока) (Какой по счету урок? Какая смена?)

Число. Подпись.

5. Все рассмотренные кандидатуры включаются в общий список – «Штатное расписание», которое обсуждается и утверждается на заседании Совета.

6. Если нет кандидатуры на замещение вакантной должности, то учитель проводит этот урок сам.

7. «Штатное расписание» публикуется не позднее, чем за три дня до его проведения.

8. За два-три дня проводится педсовет учителей-дублеров.

Права и обязанности учителя, должность которого замещают школьники:

1.Учитель имеет право присутствовать на уроке.

2. Учитель объясняет дублеру круг своих функциональных обязанностей.

3. Проводит инструктаж, во время которого обсуждает перечень основных мероприятий, необходимых на уроке.

4. В случае необходимости помогает в составлении плана-конспекта урока, мероприятия.

5. Не менее чем за сутки до Дня самоуправлении проверяет наличие необходимых методических разработок.

Права и обязанности дублера:

1. Имеет право на консультацию педагога при подготовке к уроку;

2. Обязан подготовиться к уроку, составить план - конспект и выполнять его в ходе урока;

3. Имеет право на опрос домашнего задания, выставления оценки в дневник учащегося.

4. Должен уважительно относиться к ученику.

Во время проведения Дня самоуправления.

1. Администрация и педагогический персонал должны находиться на рабочем месте.

2. Образовательное учреждение функционирует в обычном режиме.

3. Административно-педагогический состав может консультировать своих дублеров по необходимости. Вмешательство в их деятельности без особой необходимости не допускается.

4. Учителя – дублеры, дублеры администрации должны иметь бейджики, указывающие их фамилию, имя и должность.

5. Дублеры администрации распределяют дежурство по школе, контролируют деятельность по своему направлению.

6. Учителя – дублеры проводят занятия по расписанию.

7. По итогам Дня самоуправления проводится опрос школьников для выявления положительных и отрицательных сторон прошедшего мероприятия.

8. Итоги дня обсуждаются на Совете ученического самоуправления.

Исполняющий обязанности директора имеет право:

1. Управлять образовательным учреждением, давать руководящие распоряжения в рамках своих полномочий.

2. Контролировать работу других дублеров.

Исполняющий обязанности заместителя директора имеют право:

1. Непосредственно проводить занятия или уроки.

2. контролировать других дублеров, исполняющих обязанности учителей.

Во время проведения Дня самоуправления запрещается:

1. Самовольно сокращать время уроков.

2. Менять ранее утвержденные планы мероприятий и уроков.

3. Удалять учащихся с уроков и мероприятий.

4. Приходить в свободной форме.

5. Рукоприкладство