Главная    Фотогалерея

Страничка учителя истории, обществознания Панченко Светланы Анатольевны  

Методическая копилка учителя

- Личностно-ориентированный подход в преподавании истории и обществознания

- Деловая игра "Организация фирмы"

- Правовое воспитание в рамках  школьного ученического самоуправления Проект общешкольного мероприятия "Хочу быть президентом"

Ученическое самоуправление – школа личностного становления учащихся

 

 

Методические публикации

Метод проектирования на уроках истории

Формирование понятийного мышления

Использование мультимедиа в преподавании истории и обществознания

Школа родителей

Профилизация образования и проблемы профессионального самоопределения школьников.

Повышение психологической культуры учителя как основа гуманизации образовательного пространства

О профессии

 

Цитаты об учителе
 

ЭССЕ

      Думала ли я в детстве и юности, что стану учителем, что учительство станет моей судьбой, что без школы я не буду мыслить свою жизнь. Когда-то в детстве на вопрос о том, кем хотела бы я стать, отвечала, что только не врачом и не учителем. И вот через много лет судьба преподнесла мне подарок: «Я – учитель!».

     Сейчас осмысливая, каким учителем я стала, понимаю, что многое во мне было заложено моими учителями. Теперь я могу определенно сказать, какой учитель подарил мне ту или иную профессиональную черту. Иногда это  был путь и от противного: «Я не буду таким, как этот мой учитель!» Но в основном это был положительный опыт педагогического мастерства. Мне повезло и на наставников в самые первые мои учительские годы, порой они передавали педагогические знания и умения даже не подозревая этого.

     И вот я уже работаю в системе образования двадцать пятый год, и понимаю, что это моё, школа – моя жизнь. За это время работала и лаборантом кабинета физики, и воспитателем детского сада. И вот я  - учитель. Я помню свои первые уроки (мне – 21, им – 16-17),  их восторг («Неужели все это можно запомнить!»). Конечно, потом было всё: и трудности, и победы, но доверие моих учеников поддерживало меня всегда, не давало разочароваться в своей профессии.

    Моя учительская деятельность началась в трудные 90-е года, когда происходила ломка не только старой общественной жизни, но и перестройка школьного образования. Появлялись новые предметы: в моей практике – это обществознание. Нужно было учить по-другому, поэтому вставал вопрос, а как это по-другому. Несмотря на сложности того периода, отсутствие строгой регламентации, создавало условия для творчества, что помогло сложиться мне как учителю. Основной заповедью моей профессиональной деятельности стала мысль, что ученика надо понимать и принимать как личность, что обучение возможно только через сотрудничество, сотворчество, что обучение и воспитание неразделимы.

   В начале моего преподавания моя семья была учительской. Муж был учителем уже с некоторым опытом, и я приставала к нему с вопросами: «Как писать поурочный план? Как составлять календарно-тематический план?»  Ведь я училась заочно, причем в непедагогическом ВУЗе, а в университете, где методику преподавания не изучали.

   Потом муж из образования ушел, а я осталась, осталась навсегда. За эти годы были разные предложения о работе вне школы, но я всегда находила причину, чтобы остаться. Что удерживает меня в школе, почему я прикипела к ней душой? Этот вопрос я задавала себе не раз.

   Что же для меня школа и моя профессиональная деятельность? Это, в первую очередь, мои ученики. Именно они не дают возможности расслабляться, заставляют двигаться вперед и развиваться. И вот уже для более глубокого понимания своих учеников я получаю психологическое образование, а в круг моей профессиональной деятельности кроме уроков и психологической работы, попадают организация школьного ученического самоуправления, выпуск школьной газеты, проектирование  образовательного пространства, исследовательская работа и социальное проектирование совместно с детьми.

   Порой возникает мысль: «Все больше нет сил! Все брошу!» Но стоит увидеть детей, их горящие глаза, и вновь работаю, работаю и работаю. Несколько перефразировав великого классика, я могу с уверенностью сказать, что мы действительно в ответе за тех, кто рядом с нами, кто нам доверился. Мы не вправе их обмануть.

   Именно мои ученики заставляют меня двигаться дальше, продолжать учиться, овладевать тем, чего раньше я не умела. Именно с ними я впервые села на лошадь и встала на коньки, заболела театром и горами, полетела на дельтаплане (хоть и закрепленном на тросе, но это тоже было преодоление себя, своих страхов) и овладела компьютером. Я не должна отстать, я должна быть рядом с ними, в чем-то впереди, чтобы научить их, в чем-то поучиться у них. Учиться у детей учителю абсолютно не стыдно, а необходимо. Ведь в некоторых вопросах они более информированы, более мобильны. Так и учимся друг у друга,  познаем себя и окружающий мир.

   В результате школа и профессиональная деятельность для меня и возможность роста, профессионального и личностного. Я абсолютно уверена, что только учитель, который работает над собой и не останавливается в своем развитии, способен заронить в сердце ученика то «доброе и вечное», которое поможет стать ему Человеком с большой буквы, человеком, способным изменять себя и окружающий мир, делать этот мир  добрее и человечнее.

   Но важно не перейти ту зыбкую грань, когда саморазвитие учителя становится самоцелью, за которой не видно ученика, ученик в этом случае становится статистом, создающим фон для побед учителя. Расти нужно вместе, учителю и ученику. При этом ученик должен не только дорасти до учителя, но и перерасти его, стать лучше, умнее, добрее. Именно тогда задача Учителя будет выполнена. Конечно это идеал, который не всегда бывает достижим, но даже если прорастет только один росток добра и человечности, посеянный Учителем, то он работал не зря.

   Сколько же лет пролетело, сколько детей прошло через мои руки, душу и сердце. Кто-то нашел, кто-то ещё ищет свое место в жизни, а кого-то уже нет вместе с нами. Как горько, когда молодые и замечательные уходят из жизни, как трудно хоронить детей. И такие трагедии были в моей педагогической жизни, пишу об этом и не могу сдержать слез, они навечно останутся в моем сердце.

   А жизнь продолжается, выпуск пролетает за выпуском. И вот уже мои милые дети – выпускники, студенты разных ВУЗов. И как замирает сердце, когда прилетает СМС: «Светлана Анатольевна, как у вас дела, как вы живете?», «Светлана Анатольевна, это мой новый номер телефона, сохраните его», «Светлана Анатольевна! Как хочется встретиться! Мне многое вам надо рассказать…». Они приходят, делятся своими проблемами и победами, новостями из своей такой новой для них, самостоятельной жизни, спрашивают совета и обращаются за помощью. А я рассказываю им о школьной жизни, о новом своем классе, о школьном ученическом самоуправлении…

   Жизнь продолжается…