Вернуться Методические разработки
Правовое воспитание в рамках ученического самоуправления
Проект общешкольного мероприятия:
«Хочу быть президентом»
(выборы главы школьного ученического самоуправления - президента ШУС)
Панченко С.А.
учитель истории и обществознания
МАОУ Гимназия №6 г. Тихорецка
Актуальность проекта.
Проблема: для современного общества характерен правовой нигилизм, правовая некомпетентность, отсутствие у молодежи активной гражданской позиции. Формирование правовой культуры, жизненной позиции должно начинаться с детства. Конечно, в условиях гимназии есть возможность дать учащимся более глубокие теоретические знания. Однако этого не достаточно для того, чтобы они стали основой правового сознания личности. Чтобы человек руководствовался ими в повседневной жизни, они должны наполниться личностным смыслом.
Для решения этой проблемы необходимо создание такого развивающего пространства, которое даст школьникам возможность закрепить теоретические знания на практике. Участие учащихся в выборах президента ШУС, работе ученического самоуправления помогает решить эту задачу. В данном случае основу содержания процесса правового воспитания ученика составляет субъективный опыт личности с её ценностями и смыслами, умениями и способностями, социальными навыками и способами поведения.
Гипотеза: приобретение опыта решения практических задач в ходе избирательного процесса и управления будет способствовать формированию у школьников активной гражданской и жизненной позиции, правовые знания станут основой их поведения.
Цели проекта:
образовательная: знакомство учащихся с основами избирательной системы, способами реализации своих политических и гражданских прав;
развивающая: создание условий для личностного развития учеников, их сознательного участия в общественной жизни школы;
воспитательная: способствовать развитию у школьников гражданственности, формированию у них собственной активной жизненной позиции.
Основные задачи:
- активизация знаний учащихся об избирательном процессе;
- получение учениками жизненного опыта в процессе подготовки и проведения кампании;
- повышение уровня социальной и гражданской активности школьников;
- выявление в ходе предвыборной кампании наиболее активных ребят, способных быть лидерами социально значимой деятельности.
Методологическое обоснование проекта: основой проектирования воспитательного пространства, способствующего становлению у школьников активной гражданской и жизненной позиции, стали такие базовые воспитательные процессы:
- жизнетворчество - включение детей в решение реальных проблем общественной и собственной жизни, обучение технологиям её изменения, создания среды жизни;
- социализация – вхождение ребенка в жизнь общества, его взросление, освоение различных способов жизнедеятельности, развитие его духовных потребностей, осуществление жизненного самоопределения;
- культурная идентификация – востребованность культурных способностей и свойств личности, актуализация чувства принадлежности ребенка к определенной культуре и оказание ему помощи в обретение черт человека культуры;
- духовно-нравственное развитие личности – овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.), способности сделать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение;
- индивидуализация – поддержка индивидуальности, самобытности личности, развитие её творческого потенциала, становление личностного образа ребенка.
В результате личностное развитие происходит в процессе проектирования образа жизни школьника в определенной культурно – событийной среде. Ученическое школьное самоуправление является именно такой культурной средой развития ребенка, которая содействует его саморазвитию и самоопределению, формированию активной гражданской и жизненной позиции.
Методы и средства реализации проекта: педагогические средства формирования правовой культуры в рамках выборов президента ШУС, деятельности ученического самоуправления заключаются в создании ситуаций выбора и успеха, условий для диалога и рефлексии, системного моделирования и проектирования.
Предполагаемые результаты реализации проекта: по мере участия в предвыборной кампании и выборах президента ученического самоуправления, референдумах по решению важнейших моментов организации школьной жизни, в работе по созданию нормативно-правовой документации, социальных проектов правовые знания насыщаются опытом, жизненными и воспитательными ситуациями. Все это способствует становлению социально активной личности, обладающей собственной гражданской и жизненной позицией.
Основное содержание деятельности:
Избирательная кампания включает:
· сбор кандидатами подписей избирателей (необходимое для участия в выборах количество подписей определено заранее);
· регистрацию кандидатов в президенты школьного ученического самоуправления;
· разработку собственной программы деятельности по теме «Идеальная школа». Программу пишет либо сам кандидат, либо совместно со своей командой;
· пресс-конференцию кандидатов;
· рекламную кампанию;
· выборы президента.
Методические рекомендации по организации выборов:
· Предвыборная кампания начинается за 3 недели до проведения выборов. О её начале оповещает объявление, в котором расписываются все этапы с указанием конкретных сроков каждого из них.
· Регистрацию кандидатов проводит избирательная комиссия, в которую входят члены Совета ученического самоуправления, учителя истории и обществознания, педагог-организатор, представители ученической общественности и другие.
· Избирательная комиссия следит за ходом предвыборной кампании, готовит пресс-конференцию кандидатов, избирательные бюллетени, направляет работу наблюдателей за соблюдением правил во время выборов президента, осуществляет подсчет и оглашение количества голосов, отданных за каждого кандидата и т.п.
· Рекламную кампанию проводит сам кандидат со своей командой. Контроль за соблюдением правильности её проведения осуществляет избирательная комиссия.
· Все этапы предвыборной кампании освещаются на информационном стенде.
Возможным вариантом предвыборной кампании может стать создание партий, которые выдвигают и поддерживают своего кандидата.
Правила голосования:
1. Каждый учащийся гимназии и преподаватель может отдать свой голос только за одного кандидата.
2. Проголосовать можно только один раз.
3. Напротив выбранного кандидата в графе поставьте отметку (V).
4. Избирательная комиссия подведёт итоги голосования.
Образец бланка для голосования.
Выборы президента школьного
ученического самоуправления
МОУ Гимназия № 6 МОТР 2010 г.
1. Аносов Сергей
2. Павлова Виктория
3. Сухенко Вадим
4. Цигина Валентина
5. Чернявский Виталий
Напротив выбранного кандидата в графе поставьте отметку (V).