Вернуться  Методические разработки

Правовое воспитание в рамках ученического самоуправления

Проект общешкольного мероприятия:

«Хочу быть президентом»

(выборы главы  школьного ученического самоуправления - президента ШУС)

Панченко С.А.

                     учитель истории и обществознания

                    МАОУ Гимназия №6 г. Тихорецка

 Актуальность проекта.

Проблема: для современного общества характерен правовой нигилизм, правовая некомпетентность, отсутствие у молодежи активной гражданской позиции. Формирование правовой культуры, жизненной позиции должно начинаться с детства. Конечно, в условиях гимназии есть возможность дать учащимся более глубокие теоретические знания. Однако этого не достаточно для того, чтобы они стали основой правового сознания личности. Чтобы человек руководствовался ими в повседневной жизни, они должны наполниться личностным смыслом.

Для решения этой проблемы необходимо создание такого развивающего пространства, которое даст школьникам возможность закрепить теоретические знания на практике. Участие учащихся в выборах президента ШУС, работе ученического самоуправления помогает решить эту задачу. В данном случае основу содержания процесса правового воспитания ученика составляет субъективный опыт личности с её ценностями и смыслами, умениями и способностями, социальными навыками и способами поведения.

Гипотеза: приобретение опыта решения практических задач в ходе избирательного процесса и управления будет способствовать формированию у школьников активной гражданской и жизненной позиции, правовые знания станут основой их поведения.

Цели проекта:

образовательная: знакомство учащихся с основами избирательной системы, способами реализации своих политических и гражданских прав;

развивающая: создание условий для личностного развития учеников, их сознательного участия в общественной жизни школы;

воспитательная: способствовать развитию у школьников гражданственности, формированию у них собственной активной жизненной позиции.

 Основные задачи:

- активизация знаний учащихся об избирательном процессе;

- получение учениками жизненного опыта в процессе подготовки и проведения кампании;

- повышение уровня социальной  и гражданской активности школьников;

- выявление в ходе предвыборной кампании наиболее активных ребят, способных быть лидерами социально значимой деятельности.

 Методологическое обоснование проекта: основой проектирования воспитательного пространства, способствующего становлению у школьников активной гражданской и жизненной позиции, стали такие базовые воспитательные процессы:

- жизнетворчество - включение детей в решение реальных проблем общественной и собственной жизни, обучение технологиям её изменения, создания среды жизни;

- социализация – вхождение ребенка в жизнь общества, его взросление, освоение различных способов жизнедеятельности, развитие его духовных потребностей, осуществление жизненного самоопределения;

- культурная идентификация – востребованность культурных способностей и свойств личности, актуализация чувства принадлежности ребенка к определенной культуре и оказание ему помощи в обретение черт человека культуры;

- духовно-нравственное развитие личности – овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.), способности сделать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение;

- индивидуализация – поддержка индивидуальности, самобытности личности, развитие её творческого потенциала, становление личностного образа ребенка.

В результате личностное развитие происходит в процессе проектирования образа жизни школьника в определенной культурно – событийной среде. Ученическое школьное самоуправление является именно такой культурной средой развития ребенка, которая содействует его саморазвитию и самоопределению, формированию активной гражданской и жизненной позиции.

Методы и средства реализации проекта: педагогические средства формирования правовой культуры  в рамках выборов президента ШУС, деятельности ученического самоуправления заключаются в создании ситуаций выбора и успеха, условий для диалога и рефлексии, системного моделирования и проектирования.

Предполагаемые результаты реализации проекта: по мере участия в предвыборной кампании и выборах президента ученического самоуправления, референдумах по решению важнейших моментов организации школьной жизни, в работе по созданию нормативно-правовой документации, социальных проектов правовые знания  насыщаются опытом, жизненными и воспитательными ситуациями. Все это способствует становлению социально активной личности, обладающей собственной гражданской и жизненной позицией. 

Основное содержание деятельности:

Избирательная кампания включает:

·        сбор кандидатами подписей избирателей (необходимое для участия в выборах количество подписей определено заранее);

·        регистрацию кандидатов в президенты школьного ученического самоуправления;

·        разработку собственной программы деятельности по теме «Идеальная школа». Программу пишет либо сам кандидат, либо совместно со своей командой;

·         пресс-конференцию кандидатов;

·        рекламную кампанию;

·        выборы президента.

Методические рекомендации по организации выборов:

·        Предвыборная кампания начинается за 3 недели до проведения выборов. О её начале оповещает объявление, в котором расписываются все этапы с указанием конкретных сроков каждого из них.

·        Регистрацию кандидатов проводит избирательная комиссия, в которую входят члены Совета ученического самоуправления, учителя истории и обществознания, педагог-организатор, представители ученической общественности и другие.

·        Избирательная комиссия следит за ходом предвыборной кампании, готовит пресс-конференцию кандидатов, избирательные бюллетени, направляет работу наблюдателей за соблюдением правил во время выборов президента, осуществляет подсчет и оглашение количества голосов, отданных за каждого кандидата и т.п.

·        Рекламную кампанию проводит сам кандидат со своей командой. Контроль за соблюдением правильности её проведения осуществляет избирательная комиссия.

·        Все этапы предвыборной кампании освещаются на информационном стенде.

Возможным вариантом предвыборной кампании может стать создание партий, которые выдвигают и поддерживают своего кандидата.

Правила голосования:

1.     Каждый учащийся гимназии и преподаватель может отдать свой голос только за одного кандидата.

2.     Проголосовать можно только один раз. 

3.     Напротив выбранного кандидата в графе поставьте отметку (V).

4.     Избирательная комиссия подведёт итоги голосования.

Образец бланка для голосования.

Выборы президента школьного

ученического самоуправления

МОУ Гимназия № 6 МОТР 2010 г.

1. Аносов Сергей

                                                                                                   2. Павлова Виктория

                                                                                                   3. Сухенко Вадим

    4. Цигина Валентина

                                                                                                   5. Чернявский Виталий

 Напротив выбранного кандидата в графе поставьте отметку (V).