Вернуться  Методические разработки

Личностно-ориентированный подход в преподавании истории и

 

обществознания

 

Панченко С.А.

кандидат психологических наук, учитель истории и обществознания

МАОУ Гимназия №6 г. Тихорецка

В последние годы произошли весьма серьезные изменения в содержании исторического образования. В учебники теперь включены новые факты, нормой стало изучение различных интерпретаций событий и явлений, версий и гипотез. Поэтому задача школы на современном этапе состоит не в простой передаче определенной суммы, а в обучении способам самостоятельного овладения ими, формировании ключевых компетенций.

Это требует от учителя поиска новых, эффективных методов преподавания, с целью повышения познавательной активности учащихся на уроке, наполнения процесса обучения личностным смыслом. Сведение обучения к усвоению определенной суммы знаний и умений снижает ценность процесса познания, не позволяет в полной мере реализовать возможности его влияния на личность. В.В.Давыдов указывал, что «если предметом усвоения становятся теоретические знания, то результатом познания непременно должно явиться изменение самого ученика, его развитие, овладение новыми способами ориентации в действительности, новыми способами действия, а, значит, и становление новых способностей», т.е. его личностное развитие. Все это требует изменения подходов к образовательному процессу.

Задачи, стоящие перед современным образованием, можно решить, обратившись к личностно-ориентированной педагогике (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, О.В.Заславская, С.В. Кульневич, В.В. Шоган). Именно она позволяет обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности, становления ключевых компетенций. Это связано с тем, что основными принципами личностно-ориентированного преподавания являются природосообразность, культуросообразность, индивидуально-творческий подход, жизнетворчество и сотрудничество.

Личностно-ориентированный подход предполагает активное участие учеников в образовательном процессе, основанном на самоорганизации. В результате у школьников происходит становление умения осмысливать и переосмысливать содержание знаний, возникает личностное отношение к ним, способность к творчеству. Развиваются такие личностные качества, как активность, ответственность, самоконтроль, самодисциплина, умение делать выбор, давать оценку фактам и событиям, уважать чужое мнение, толерантность к окружающим. Все это помогает ребенку обрести ценности и смыслы жизни, осуществляет его развитие как человека культуры и целостной личности, поддерживает его индивидуальность и творческую самобытность.

Личностно-ориентированное содержание требует для своей реализации адекватных педагогических технологий. Их характерные черты: сотрудничество, диалогичность, творчество, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление ему необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельного решения, выбора содержания и способов учения, сотворчества учителя и учащихся. В связи с этим основными методами преподавания являются: дискуссия, педагогическая поддержка, рефлексивность, создание ситуации выбора и успеха, диагностические, системное моделирование, проектировочная и творческая деятельность.

Дискуссионность содержания образования формирует понимание проблемной неоднозначности выдвигаемых положений. Прием сопоставительного анализа понятий и явлений способствуют становлению предпосылок для самоорганизации личностных установок на осознание внутренних источников, связей, механизмов развития событий. При организации дискуссии особое значение необходимо придавать условиям её проведения, созданию некоторой среды, ставящей учеников в позицию экспертов, дающей возможность для оценивания, сравнения, критичности, мотивирования, самоутверждения, самореализации и т.д. Основой дискуссии является создание проблемной ситуации. В ходе дискуссии участники учатся не только воспринимать высказываемые идеи, информацию, мнения, но и уважительно относиться к точке зрения других людей.

При этом осуществление диалога учителя и учеников на уроке становится одним из ключевых условий личностно-ориентированного обучения, создания комфортной образовательной среды, воспитания учащихся в духе толерантности. Ведь диалогическая направленность в общении – это, прежде всего, ориентация на равноправное общение, основанное на взаимном уважении и доверии, ориентация на взаимопонимание позиций, взаимную открытость и коммуникативное сотрудничество, стремление к взаимному самовыражению, развитию, сотворчеству.

При этом необходимо уйти от традиционного диалога, построенного на вопросе учителя и ответе ученика. Необходимо строить вопрос так, чтобы ученик свободно мог высказать свое мнение (Как вы думаете…?, Каково ваше мнение…? и т.п.). Не спешить оценивать правильность ответа, а дать возможность высказать свои предположения другим учащимся. В результате в процессе дискуссии школьники совместно с учителем смогут найти ответ. Причем учитель, не навязывая своего мнения как единственно правильного, должен направлять мыслительную деятельность учащихся. Именно тогда приобретаемые знания будут осмыслены, наполнены личностным смыслом.

В этом случае дискуссия на уроке:

– это доброжелательная, комфортная обстановка, когда ученику не страшно высказать свое мнение, когда он не получит негативную оценку собственной личности или поведения;

– это поощрение активности того, кто задает вопрос, высказывает собственное мнение. Любое мнение не должно быть проигнорировано, все должны вникнуть и обсудить то, о чем говорится;

– это спор, защита собственной позиции, прояснение того, что не понятно, попытка докопаться до истины;

– это совместный творческий поиск, когда все вместе пытаются решить учебную проблему или задачу;

– это возможность для учеников проявить и сформировать собственную позицию, проявления ценностно-ориентировачной активности.

Таким образом, при создании условий для самоорганизуемой учебной деятельности учащихся важную роль играет педагогическая поддержка. Она реализуется через специально организованную деятельность учителя, помогающего ученику самостоятельно осознать содержание учебного материала. И здесь важную роль играет обучение школьников навыкам работы с учебным материалом, историческим текстом, умению анализировать, сопоставлять, делать выводы. Исторические понятия не должны усваиваться как готовые знания, необходимо, чтобы они возникали в сознании школьников в результате логического выведения и построения. В этом случае достигаемые результаты усвоения являются продуктом собственной познавательной деятельности, организуемой и управляемой педагогом.

Активизировать познавательную деятельность учащихся помогает создание на уроке проблемной ситуации. Процесс проблемного обучения складывается из двух необходимых этапов:

• постановки практического или теоретического задания, вызывающего проблемную ситуацию;

• поиска неизвестного в ней путем самостоятельного исследования ученика, либо совместно с учителем.

В результате процесс усвоения начинается не с предъявления ученику известного образца, а с создания учителем таких условий учебной деятельности, которые вызывают потребность в усваиваемых знаниях, а само знание выступает как неизвестное, подлежащее усвоению. В этом случае поиск неизвестного в проблемной ситуации совпадает с процессом усвоения новых знаний. Учитель же, помогая ученику постигать общие способы ориентации в исторической действительности, тем самым способствует развитию его мышления, становлению его личности.

Причем обеспечить необходимое развитие может оптимальная последовательность проблемных ситуаций, служащих усвоению новых знаний, их определенная система. При этом между ближайшими проблемными ситуациями может стоять достаточно сложная система иных знаний, предполагающих проблемное усвоение необходимых учебных сведений, выполнение заданий, служащих для развития учащихся и т.п. Последовательные проблемные ситуации в этом случае представляют собой основные звенья в становлении нового действия, в которых раскрываются новые отношения и условия, обеспечивающие более высокий уровень познавательной деятельности школьников.

Важным моментом в формировании умения добывать необходимую информацию играет обучение учащихся правилам написания работ научного характера (исследований, рефератов, отчетов о проделанной работе), использование метода проектирования. Создание проектов, научно - исследовательская деятельность предоставляет учащимся максимальные возможности для самостоятельного изыскания и присвоения информации, для стимулирования навыков самостоятельного оперирования полученным материалом. При этом дети получают возможность осваивать продуктивные приемы мыслительной деятельности.

Метод проектирования стимулирует само- и взаимообучение, развитие коммуникативных навыков, а также личностных качеств – познавательную инициативность, поисковую активность, творческие способности, самостоятельность, деловое лидерство. Осуществление проекта происходит поэтапно: движение идет от замысла к результату, а завершение проекта, обсуждение итогов работы, возможность продемонстрировать его другим людям дает ребенку чувство осмысленности и оправданности усилий. К тому же коллективная работа над проектом избавляет учащихся от неприятного ощущения подконтрольности, создает чувство свободы, снимает интеллектуальные страхи, способствует возникновению внутренней мотивации.

Переосмысление учебного материала происходит и в результате творческой деятельности. Творчество – это размышление над известным, в результате которого появляется новый, личностный смысл знания, открывается его «значение для себя», личностная ценность.

Творческое начало при изучении истории может помочь развитию личности ребенка, его способности к саморазвитию, что, по моему мнению, является основной задачей процесса обучения. Мне бы хотелось, чтобы история заставляла детей думать, творить, мечтать, созидать, чувствовать.

Для того чтобы ученик мог почувствовать мой предмет, он должен пропустить полученные знания через себя, свои чувства и представления, создать свой образ видения исторического события. Для этого он должен погрузиться в изучаемое время, увидеть его со всех сторон. Решению этой задачи способствует использование творческих заданий, игровое моделирование, которые помогают наполнить знания детей эмоциональным, личностным содержанием. Ребенок становится как бы участником исторических событий.

В результате применения в образовательном процессе личностно- ориентированных технологий школьники получают возможность запоминать в процессе размышления. Ситуации выбора, принятия решения создают условия для продуктивной и ответственной познавательной деятельности, в которой учащиеся не только открывают нечто новое для себя, но и создают это новое, творят его. При этом у ребенка формируется сознательная творческая позиция.