Активное участие молодежи в выборах –

гарантия стабильного будущего

 2 марта россиянам предстоит сделать выбор из 4-х кандидатов в президенты!

Позиция, которую займет молодежь в ходе проведения выборов, беспокоит многих. Её недостаточная активность в осуществлении избирательных прав определяется многими причинами. По результатам социологических исследований, по неофициальным данным региональных избирательных комиссий участие молодежи в выборах не превышает 10 - 20 %. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, надо, в первую очередь, определить причины такого поведения. Подобная пассивность молодежи определяется многими факторами. Некоторые исследователи относят молодежь к протестному электорату. Они считают, что её неучастие в выборах вовсе не означает политическую пассивность, наоборот, этим молодежь выражает активный политический протест.

       Протестное электоральное поведение молодых проявлялось в двух вариантах: в голосовании «Против всех» и сознательном неучастие в выборах. Поэтому последние изменения российского избирательного законодательства (отмена порога явки, отмена графы «Против всех», введение 7% проходного барьера для партий), по их мнению, могут привести к негативным последствиям. Эта внешне аморфная молодежная масса  при наличии внешне инспирируемых толчков быстро  может перейти  в крайне "разогретое", опасное для власти состояние. Это наглядно демонстрируют югославские, грузинские и украинские события.     Другие пассивную избирательную позицию молодежи объясняют их низкой правовой культурой, отсутствием, либо недостаточным осознанием существенного влияния избирательного процесса на жизнь, как отдельной личности, так и страны в целом. И это не случайно. Характерный для современного общества правовой нигилизм, правовая некомпетентность способствуют формированию у молодежи инертной гражданской позиции.  

           Проведенный нами опрос показал, что основной причиной неявки молодежи на избирательные участки является их безразличие к происходящему. Молодые избиратели не  чувствуют своей ответственности за программы, разворачивающиеся в городе, стране, а значит, не воспринимают свое участие в выборах как реальное действие. В связи с этим актуальной становится проблема общественной позиции молодежи, ведь именно этому поколению предстоит определять развитие страны в ближайшие пятьдесят лет.

           В связи с этим  главной задачей современного общества должно стать развитие у молодых избирателей активной гражданской позиции, преодоление негативных стереотипов в сознании и поведении юношей и девушек, их общественно-политической апатии, нежелания, а подчас - и неумения творить свою судьбу посредством демократических избирательных процедур. Необходимо оказывать самое непосредственное и позитивное влияние на формирование и развитие осознания молодыми гражданами страны своей причастности к происходящим в нашем обществе переменам. Нужно научить их  самостоятельно формировать критерии выбора и проводить содержательную оценку происходящих в обществе событий.

          Мы считаем, что становление  правовой культуры, активной жизненной позиции должно начинаться с детства. Решить эту актуальную для общества задачу, на наш взгляд, помогает включение подрастающего поколения в активную деятельность по организации своего жизненного пространства. Этому способствует участие подростков в деятельности школьного ученического самоуправления. Участие в предвыборной кампании и выборах президента ученического самоуправления, референдумах по решению важнейших моментов организации школьной жизни, в работе по созданию нормативно-правовой документации, социальных проектов способствует становлению у молодого поколения ответственного отношения к собственной жизни. При этом важным условием успешности этого процесса является отсутствие формального подхода в решении этой важной для общества задачи.

Избирательная кампания проходит в нашей гимназии ежегодно с 2003 года.

 Свою кандидатуру на пост президента ШУС может выдвигать каждый учащийся 9-11 классов, принимать участие в голосовании – ученики 7-11 классов. Избирательная кампания максимально приближена к реальной жизни и включает в себя:

- регистрацию кандидатов в президенты школьного ученического самоуправления и Совет ШУС;     

- сбор кандидатами подписей избирателей (необходимое для участия в выборах количество подписей определено заранее);

- разработку собственной программы деятельности по теме «Идеальная школа»(программу пишет либо сам кандидат, либо совместно со своей командой);

- пресс-конференцию кандидатов;

- рекламную кампанию;

- выборы президента.

 

Активность участия в выборах

президента школьного ученического самоуправления

год 2003 2004 2005 2006 2007
% 89 92 93 96 98

Анализ диагностических материалов и опросов учащихся показал, что уровень социальной пассивности старшеклассников снизился за последние годы на 32%;  подростки стали более уверены в собственных силах, выявлено улучшение показателей на 19 %; менее тревожны (на 18%); частота участия подростков в школьной жизни повысилась на 45% (по данным проведенного среди старшеклассников опроса);